- 1. Подготовка данных
- Из Google Search Console
- Из Яндекс Метрика
- Из прочих источников
- 2. Аудит существующего контента
- Проверка уникальности, спамности, ошибок и т.п.
- 3. Сбор семантики
- 4. Поиск и анализ контента конкурентов
- 5. Анализ своего текста в сравнении с конкурентами
- 7. Доработка контента
- Бонус! Доработки контента при помощи AI
- Заключение
Если вы проходили предыдущий урок «Аудит и оптимизация CTR страниц сайта или как быстро удвоить трафик», то список страниц для глубокой переработки у вас уже есть и первый шаг можно пропустить.
1. Подготовка данных
Для начала необходимо собрать данные о текущей эффективности вашего контента из различных источников.
Из Google Search Console
Авторизуемся в Google Search Console, выбираем нужный сайт (если их несколько), далее переходим во вкладку Эффективность, и экспортируем данные (при необходимости можно поменять диапазон, например, на полгода).
Далее открываем данный файл, переходим на вкладку «Страницы» и сортируем столбцы «Показы» по убыванию и «Kлики» по возрастанию. Так мы отберем страницы с большим количеством показов и малым количеством кликов. На многих можно просто поправить мета теги и уже получите буст.
Далее точно такие же манипуляции проводим во вкладке «Запросы», при этом можно ориентироваться и на позиции, чтоб они были поближе к топу. Все индивидуально.
Из Яндекс Метрика
Идем на metrika.yandex.ru, выбираем нужный сайт, далее идем в отчеты -> Страницы входа. На открывшейся странице выбираем период квартал или год (если сайт давно в интернете) и устанавливаем сегмент: Визиты в которых + Последний источник Поисковая система Яндекс.
Далее жмем по Сравнить сегменты и выбираем с С предыдущим периодом:
После этого перебираемся вниз и перещелкиваем группировку:
чтобы вместо списка сайтов, появился список страниц сайта:
(иногда нужно щелкнуть пару раз).
После этого выгружаем данные в excel:
На выходе мы получаем таблицу со столбцами: Страница входа, Визиты, Посетители, Отказы, Глубина просмотра, Время на сайте, здесь по сути нам интересны в первую очередь Страница входа и Посетители (количество сейчас и было — 2 колонки), остальное можно удалить:
Далее создаем колонку разница и вбиваем в нее формулу =B-C, после чего протаскиваем ее.
А дальше уже по этой разнице можно сортировать по возрастанию
Так мы получим список бедолаг, которые максимально сильно просели.
Из прочих источников
Если подключен сервис мониторинга позиций (я обычно использую Топвизор), информацию из него также можно использовать для выявления страниц с контентом, которые требуют доработки. Еще в Яндекс Вебмастере есть Статистика страниц в поиске, по которой тоже можно вычислить страницы, просевшие по трафику. Там же есть статистика запросов, тоже может пригодиться. Не стоит забывать и о данных из систем веб-аналитики, таких как Google Analytics, для выявления страниц с низкой вовлеченностью (например, малое время на сайте, низкая глубина просмотра).
2. Аудит существующего контента
Прежде чем приступать к доработке, важно понять, с чем вы работаете. Аудит контента выявит сильные и слабые стороны ваших статей.
Проверка уникальности, спамности, ошибок и т.п.
Чтобы убедиться, что текст не дублируется с другими сайтами, рекомендую использовать сервис Text.ru (в нем есть возможность отключить первоисточник, т.е. нашу страницу сайта), так же есть пакетный анализ и т.д. В качестве альтернатив можно использовать и другие сервисы, такие как Content Watch и Advego Plagiatus.
Уникальность текста должна быть не ниже 60%, а лучше стремиться к 95% и выше. Также рекомендую сразу обращать внимание на спамность (не должна превышать 30-45%), водность (не должна быть в красной зоне) и ошибки. Критерии оценки спамности и водности обычно указываются в самих сервисах.
В моем случае с ранее с топовой страницы тупо скопировали под копирку (без правок) весь текст + добавили еще 2 текста с других источников — чем явно нарушили мои права. По идее можно заморочиться, отыскать автора (его данные), написать досудебную претензию и т.п. в плоть до суда, ну или как минимум можно пожаловаться в поисковые системы. Ладно речь не об этом, в моем случае придется переписывать статью целиком, идем далее.
Дополнительно можно проверить текст на орфографические и пунктуационные ошибки с помощью сервисов, например, Орфограммка или Яндекс Спеллер.
Не забудьте также оценить, насколько контент соответствует tone of voice вашего бренда и ожиданиям целевой аудитории.
3. Сбор семантики
Собираем с нуля семантику для просевших страниц, сделать это можно бесплатно к примеру при помощи Яндекс Вордстат (см. урок про Яндекс.Вордстат). При использовании Яндекс Вордстат не забывайте применять операторы (» «, !, +) и фильтры для уточнения результатов. В качестве альтернативы для анализа семантики в Google можно использовать Google Keyword Planner. Также обратите внимание на подсказки, которые появляются в поисковых системах при вводе запросов.
Есть и более продвинутые и более быстрые способы, по сравнению с wordstat, см. статью про сбор семантического ядра.
Определяем самую частотную ключевую фразу с восклицательным знаком в кавычках (“!”). Возможно, что самый «жирный» поисковый запрос за это время поменялся.
На этом шаге можно найти еще пару жирных релевантных статье или странице запросов.
4. Поиск и анализ контента конкурентов
Искать конкурентов можно несколькими способами:
- Открываем нужную поисковую систему (например Яндекс) в поисковой выдаче, вбиваем наши запросы (при этом желательно делать это в инкогнито и устанавливать ГЕО: «Москва»), и выписываем ареса страниц.
- Воспользоваться бесплатным инструментом от PR CY: Выгрузка ТОП сайтов.
Для того чтобы им воспользоваться, нужно пройти регистрацию и авторизоваться на нем. - Воспользоваться платными сервисами:
— Arsenkin. Для этого авторизуемся или регистрируемся на сайте, пополняем баланс, после чего переходим в инструмент «Выгрузка ТОП-10 сайтов».
На открывшейся странице вбиваем наш жирный ключ, ну или сразу парочку (не рекомендую указывать больше 3х), так же можно отметить галку «Собрать сниппеты из выдачи: Заголовок и Описание» и жмем «Начать анализ и выгрузку топ»
— Пиксель тулс. Так же регистрируемся или авторизовываемся, покупаем тариф и идем в Инструменты — Аудит и аналитика — Список URL в ТОП:
На данном этапе нам нужно выбирать url 3 — 10 конкурентов, которые стоят максимально высоко в выдаче, за вычетом зарубежных источников, Дзена, отзовиков, YouTube и прочих сервисов.
Далее ручном режиме просматриваем их и рассчитываем: число подзаголовков, изображений. Смотрим, есть ли у конкурентов видео, скриншоты, инфографика и таблицы (например, с ценами). И собираем все примерно вот в такую таблицу Excel или Google Docs. Рассчитываем среднее значение по количеству подзаголовков, видео и изображений.
5. Анализ своего текста в сравнении с конкурентами
Идем в бесплатный сервис MiraText -> Инструменты -> Анализ текста. В поле «URL» добавляем адреса страниц выбранных конкурентов, в поле «URL для сравнения» — свою страницу. Нажимаем кнопку «Анализировать».
Ждем около минуты, после чего сервис покажет среднее значение по числу символов.
А также рекомендуемое количество вхождений лемматизированных слов. Выписываем все слова, для которых в столбце «Страница для сравнения» — «Текст» стоят нули. Для удобства можно скачать файл для дальнейшей работы в Excel и отфильтровать данные по этому столбцу.

Также MiraText даст рекомендации по изменению Title и Description.
Всю полученную информацию можно скачать в excel файл, нажав кнопку в конце страницы «Импортировать данные в XML», так же можно скачать подготовленное ТЗ для копирайтеров.
7. Доработка контента
Готовим ТЗ на доработку со следующими данными.
Параметры текста:
- Качество текста по Главред — больше 8.
- Спам по Text.ru — не больше 30-45%.
- Уникальность — от 95%.
- Главная (самая частотная) ключевая фраза — обязательно в первом предложении.
- Количество символов (исходя из среднего значения, либо добавляем, либо убираем часть текста).
- Тезисная структура (можно не менять либо добавить несколько подзаголовков, исходя из среднего значения).
- Число изображений (менять или нет, из медиабиблиотеки не удалять, возможно заменить некоторые картинки на более тематические).
- При необходимости добавить видео, скрины, таблицы, кнопки, ссылки на авторитетные источники (если они есть у конкурентов).
- Список тематических слов (LSI), которые следует добавить в текст (первые 4-6 самых популярных из таблицы добавить обязательно).
- Изменение тегов Title и Description, исходя из рекомендаций сервиса.
Теперь вы сможете доработать свою страницу по готовому ТЗ. Либо самостоятельно, либо при помощи копирайтера / рерайтера.
Есть еще вариант с использованием нейросети типа: ChatGPT, DeepSeek (работает без VPN), Google Gemini AI, Claude и прочих менее известных или их русских аналогов ГигаЧат от сбера, YandexGPT.
Бонус! Доработки контента при помощи AI
Не кому не секрет, что сейчас многие используют AI для написания текстов и т.п. Алгоритм доработки примерно вот такой:
- Открываем AI (а лучше сразу несколько разных? пока не поймете какая лучше подходит именно вам).
- Стартуем новый чат.
- Пишем 1 промт: Ты SEO-аналитик. Я предоставлю тебе тексты конкурентов. Задача — извлечь из каждого ключевые слова, основные темы, структуру и часто используемые фразы. Не анализируй оформление, только содержание. Составь сводный список тем и ключей, которые повторяются у 2+ конкурентов.
После этого отправляешь один за другим тексты из ТОП-3 по основным запросам и даёшь команду в конце:Готово. Сделай сводку
. Ключи закидываем в общий список.
- Расширяем полученный список ключей. Часть ключей можно взять из отчета того же гугла, с большим числом показов и малым кол-вом кликов. Можно ориентироваться и на позиции, чтоб они были поближе к топу. Все индивидуально. Берем штук 40-50 таких перспективных ключей. А еще часть из различных сервисов, типа keys.so.
- Пишем 2 промпт: Вот список ключевых фраз. Раздели их по смыслу на тематические кластеры. В каждом кластере укажи:
— Название темы
— Список ключей
— Цель (для чего используются эти запросы — информационный/коммерческий/навигационный).
Кластеры не должны пересекаться.
Соответственно все перепроверяем и при необходимости правим. - Пишем 3 промпт (можно, а может и нужно в новом чате): Ты SEO-копирайтер. Ниже будет текст статьи. Также я приложу список кластеров с ключами.Твоя задача:
— Переписать и дополнить статью с учетом кластеров (все ключи использовать, их можно склонять / спрягать/ расширять если это необходимо).
— Добавить новые подразделы, если в кластерах есть нераскрытые темы.
— Переписать Title и Description.
— Тон статьи — экспертный, легкий, современный, без воды.
— Стиль — практичный, с примерами.
— Добавь вхождение основного ключа в первом абзаце.В конце статьи выдели новые разделы и вставленные ключи.
Ну и соответственно скидываем текст, а затем кластера и просим выполнить задачу. - Проверяем получившийся текст. Как правило, AI ленятся и практически всегда не использует полностью все нужные кластера (не говоря о ключах). Вот тут немного ручной работы. Нужно попинать их, указав на неиспользованные кластера, а то и важные ключи и попросить еще больше расширить контент, например так:
Ты не использовал все ключевые кластеры из списка. Вот они: [вставить]. Пожалуйста, доработай текст и добавь раскрытие этих кластеров, создай новые подразделы или дополнения к существующим. Текст нужно расширить минимум на [кол-во символов], сохранить стиль и структуру. - Вычитываем контент. Тут надо быть экспертом, чтобы сходу находить несуразности и править/удалять их (если они есть). Это очень важный этап.
В принципе все, дальше можно проверить текст главредом, какими нибудь AI детекторами (их много, конкретный рекомендовать не буду) и text.ru. К стати тот же чат гпт может нарисовать вам еще до кучи и рисунки. И заливать на сайт.
Промты далеко не идеальные, написал чисто для примера, вы их можете легко модифицировать или придумать свои. Так же сейчас многие AI имеют доступ к интернету, следовательно в место текстов им можно давать ссылки.
Заключение
Регулярная доработка контента — это непрерывный процесс, который требует внимания и усилий, но в конечном итоге приводит к значительному улучшению позиций сайта в поисковых системах, повышению вовлеченности пользователей и росту конверсии. Не забывайте отслеживать результаты ваших усилий с помощью инструментов веб-аналитики и постоянно совершенствовать свой подход к созданию и оптимизации контента.