- Что такое структура сайта?
- Виды структуры сайта
- Линейная
- Линейно-разветвленная
- Дерево
- Решето, сеть
- Требования к структуре сайта
- Типовые требования поисковой системы Google к структуре сайта
- Основные требования предъявляемые ПС Яндекс к структуре сайта
- Программы для построения древовидной структуры сайта
- Индуктивный метод и создание структуры сайта
- Метод структурного дерева
- Построение SEO структуры сайта на основе конкурентов
- Внешняя структура сайта
- Выводы и рекомендации
В прошлых статьях мы проанализировали сайты конкуренты, собрали семантику, теперь разберемся с понятием структуры сайтов и построим гибритную структуру нашего будущего проекта на основе топовых конкурентов.
Структура сайта — это фундамент любого интернет ресурса.
Грамотно спроектированная структура, поможет пользователям проще находить информацию, что улучшит поведенческие факторы. Так же качественно проработанная структура поможет поисковым системам экономить краулерный бюджет — быстрее индексировать сайт.
При проектировании, не забывайте о простоте навигации и ее вложенности — это один из элементов влияющий на юзабилити. Не рекомендую делать глубокую структуры — в идеале она должна быть не более третьего уровня вложенности, т.е. пользователь может добраться до любой страницы в 3 клика.
Важно! После полной индексации сайта, структуру созданных разделов и страниц лучше не менять, это может привести к плачевным последствиям, в виде выпадания страниц из топа и уменьшения трафика, так что отнеситесь к проектированию серьезно.
Время, затраченное на анализ и проектирование структуры web-сайта окупается в 99,9% случаев.
Что такое структура сайта?
Структура сайта (карта сайта) — это логическая схема распределения страниц сайта по категориям / разделам (папкам). С точки зрения пользователя, структура сайта — это навигация, путь той или иной странице или категории.
По большому счету это кластеризованное семантическое ядро, где кластеры это название веток или страниц.
Виды структуры сайта
Линейная
Линейная структура выглядит в виде цепочки. Подойдет для одностраничных сайтов (якорного меню) и визиток.
Например:
- Главная
- О компании
- Услуги
- Контакты
Линейно-разветвленная
Линейно-разветвленная структура, представляет из себя цепочку переходов, иногда с правом выбора. Подойдет для небольших сайтов — в основном визиток.
Пример:
- Главная
- О компании
- Наши работы
- Отзывы о нас
- Услуги
- Создание
- Продвижение
- Реклама
- Контакты
Дерево
Древовидная структура состоит из множества уровней и разделов (имеет много ветвлений). Самая распространенная, популярная и оптимальная для многостраницных сайтов.
Решето, сеть
Структура в виде сети, создается по принципу древовидной, но при этом все проектируется так, чтобы посетитель мог перескочить со страницы глубокого уровня вложенности, на любой другой, к примеру, на 1-й или второй уровень. При разработке такой структуры важно тщательно продумывать ее, чтобы не запутать посетителей.
Требования к структуре сайта
Структура важна не только для людей, но и для поисковых систем. И у поисковых систем есть ряд своих требований к ней.
Типовые требования поисковой системы Google к структуре сайта
Информация о структуре сайта содержится в руководстве по поисковой оптимизации для начинающих от google. А если кратко, то:
- Должна быть предельно простой, логичной и понятной для человека.
- Рекомендуется использовать ЧПУ (человеко подобные адреса) — это помогает гуглу в определении релевантности.
- Слова в ЧПУ должны быть разделены дефисами, без знаков пунктуации. Например: не strukturasayta, а struktura-sayta, также запятые «,» должны быть заменены на «-«
- Не используйте длинные и сложные URL.
Основные требования предъявляемые ПС Яндекс к структуре сайта
Официальная подробная инструкция от поисковой системы Яндекс по работе со структурой сайтов. Если коротко, то рекомендации такие:
- Каждая страница (документ) должен относиться к своему разделу.
- Чем больше вложенность страницы, тем дольше Яндекс будет ее индексировать. Лучше не использовать вложенность белее чем на 3 уровня. web-revenue/category1/uroven2/stranica.
- Используйте карту сайта sitemap.
- Закройте от индексирования служебные страницы. Например не нужно отдавать в индекс страницу с результатами поиска.
- Не должно быть дублей URL.
- Так же как и для гугл, в идеале должны быть человеко-понятные URL.
- Делайте перелинковку. Ссылайтесь на релевантные документы.
- Проверяйте корректность symlink-ов. Не должно быть цикличных страниц с большим количеством повторений, например web-revenue/sbor/sbor/sbor/sbor.
Программы для построения древовидной структуры сайта
Структуру можно построить практически в любой программе, например в exel, но визуально это будет выглядеть не особо, по этому лучше воспользоваться специализированным софтом.
XMind — программа для построения майнд карт, структур (есть как платная, так и бесплатная версия — которой вполне достаточно). Лично я пользуюсь данной программой и рекомендую ее вам, т.к. она обладает достаточно широким функционалом, есть версии для Window, macOS, Linux.
Microsoft Visio — платный софт от майкрософт, подойдет для создания структур любой сложности и направленности — на нем нарисованы изображения выше.
Начиная создание структуры сайта, четко обозначьте удобства для пользователя, насколько наглядно будет представлен контент. Проанализируйте, все ли будет понятно, какой текст, картинка где находятся, сможет ли пользователь в любой момент, не затрачивая лишнего времени, отыскать необходимые записи, страницы, изображения и так далее.
Для того, чтобы материалы ваших веб-страниц были легко воспринимаемы посетителем, они должны быть правильно соответствующим образом структурированы. Сегодня, когда нет проблем с отысканием нужного материала в Интернете, любое неудобство провоцирует читателя покинуть ресурс и отправиться в поисках больших удобств.
Индуктивный метод и создание структуры сайта
Для создания структуры сайта, чаще всего применяют индуктивный метод, то есть двигаются от общего к частному, от главного к образующим его мелочам. Необходимо сделать следующее:
- четко и ясно сформулировать идею веб-сайта;
- выявить свою аудиторию прямо заинтересованных в его контенте пользователей интернета, приоритетность их запросов;
- исчерпывающе обозначить базовые направления интернет-ресурса.
Метод структурного дерева
Неизвестно, кто и когда предложил при создании структуры сайта представлять ее как дерево. Идея оказалась жизненной:
- благодаря свойствам психики включается интуитивное предугадывание;
- схема привычна;
- представление о структуре мобильно, поскольку есть возможность расширять её, разнося новые материалы по соответствующим уровням.
Предлагаю рассмотреть создание структуры сайта на примере веб-сайта «Автомастерской». Для упрощения задачи прибегнем к программе Mindjet MindManager (это коммерческая программа) или любой другой, например xmind, которая может структурировать информацию. Если это по каким-то причинам недоступно — можно просто рисовать на листе бумаги.
Создание структуры сайта выполняется в такой последовательности:
1. Определяем название главной страницы. Эта запись — ствол дерева. От него отходят ветви – страницы и разделы сайта:
Где пункты: Наши услуги, Примеры наших работ и Полезная информация – это разделы сайта.
2. Продумаем подробности структуры разделов.
Нужно уяснить и сформировать:
- основные подкатегории;
- определить, сколько потребуется статичных страниц и динамичных записей;
- определить, как будут встраиваться различные медиа материалы;
- продумать, как будет происходить обратная связь с посетителями – предусмотреть для них возможность оставить комментарий, указать свою электронную почту…
Результатом обдумывания и фиксирования своих мыслей будет созданная четкой, понятной и удобной пользователю системы навигации по вашему веб-сайту.
Можно с уверенностью сказать, что когда вы увидите созданное вами дерево – графическое отображение структуры сайта, поразитесь, насколько развесистым оно получилось, а ведь нераскрытыми остались конечные пункты.
Конечный пункт – это страница сайта или запись. Если вам не нужен масштабный сайт, то нет необходимости в общей структуре отображать на карте абсолютно каждую страницу, запись. Вполне достаточно отобразить те позиции, которые окажут прямое влияние на создание структуры сайта.
Итоги.
Описанный метод создания структуры сайта хотя и выглядит простым, но он подойдет только тому, кто:
- в полной мере владеет информацией про тему создаваемого сайта;
- обладает опытом такой работы;
- дружит с логикой и обладает рационалистическим типом мышления.
Построение SEO структуры сайта на основе конкурентов
Это на мой взгляд самый оптимальный и правильный вариант. Проанализируйте своих конкурентов и выберите лидеров. Далее смотрим самый подходящий (или самый ветвившийся сайт). Самый простой способ построить структуру на основе конкурентов, это бесплатный сервис от Артура Корсакова: «Парсинг структуры онлайн» открываем его и вбиваем нашего основного конкурента и нажимаем на кнопку «Начать».
Ждем немного, и с низу видим результат.
скачиваем его, нажав на кнопку «Скачать файл .csv» — вот вам готовая структура в Exel — осталось немного ее доработать. Также я обычно строю структуру в виде дерева, для этого открываем XMind (программа бесплатная), создаем новую карту «New Blank Map».
Копируем всю информацию с сервиса парсинга и вставляем в карту.
Вот так за три минуты можно построить карту (структуру) сайта в виде дерева с данными разбитыми на категории.
Внимание! Копирование прямо с сайта не всегда корректно вставляются, тогда лучше копировать с .csv файла.
Вам остается только немного переработать ее под себя: к примеру, удалить лишнее и добавить разделы с других конкурентов или доработать логически (дедуктивным методом).
Таким же образом можно строить карты на основе собранной кластеризованной семантики.
Есть и альтернативные способы парсинга структуры: с помощью краулеров, сделать это можно при помощи платных программ: Netpeak Spider (полный демо функционал 14 дней) или Screaming Frog SEO Spider (лягушки) — парсит бесплатно сайты до 500 url.
Внешняя структура сайта
Внешняя структура также важна как и внутренняя, в нее входят такие факторы как: юзабилити (удобство пользователей), комерческие факторы (наличие поиска, телефонов и т.д.), красочность дизайна и так далее. При построении внешней структуры, не стоит нарушать общепринятые (или устоявшиеся правила) к стандартному расположению блоков. Например: логотип с лева, телефон, корзина — справа. Типовая внешняя структура, обычно выглядит так. Но существует одно правило, нарушать которое крайне не рекомендуется. Все пользователи интернета привыкли к стандартной форме расположения блоков на всех сайтах, выглядит это примерно так.
- Хедер (шапка) — верхняя часть сайта. В данном блоке обычно располагаются: логотип, меню (может сразу 2) + элементы присущие данной тематике (часы работы, контакты, поиск, банеры).
- Центральный блок. В верху (в первом экране) обычно располагается УТП или какая то другая важная информация, чтобы пользователь при заходе на страницу точно знал, что попал по нужному адресу. Ниже идет уже какой то контент, а по бокам могут быть сайтбары с дополнительной информацией.
- Футер (подвал) — предназначен в первую очередь для размещения контактной информации (название компании, телефона, адрес). Так же активно используют подвал для добавления навигационного меню и других полезных ссылок.
Тема структуры довольно обширная и сложно уместить ее в 1 статью, поэтому рекомендую обращать внимание на лидеров тематики — они же не просто так попадают в топ (есть конечно исключения: к примеру в топ яндекса могут попасть сайты которые крутят поведенческие факторы, а в топ гугла, те кто закупил кучу ссылок).
Выводы и рекомендации
Структура сайта (внешняя и внутренняя) такой же немаловажный фактор, как и семантическое ядро. Правильная структура — один из залогов успеха сайта.
Приведенный выше алгоритм не раз испытан на практике и является очень эффективным.
Основные моменты:
- Обязательно проводите анализируем конкурентов из ТОПа, в том числе и коммерческих факторов (особенно для коммерческих сайтов). Так вы избежите лишних ошибок. Благодаря современным сервисам и программам, и соответственно ручной проработке, можно создать отличную гибритную структуру проекта.
- Если у вас коммерческий проект, то проверяйте частотность основного ключа (возможно разделы стоит склеить, особенно в ecommerce). Для инфосайтов разделы (рубрики) формируются по логическому принципу.
- Используем ЧПУ. Это помогает как пользователям, так и поисковым роботам.
- Ориентируйтесь на пользователя. Если мы попросили зайти на наш сайт какого-нибудь знакомого, поручили ему найти какой-либо раздел или страницу и он сделал это без труда — значит структура как минимум понятна пользователю. Для чистоты эксперимента можно опросить нескольких человек.
Используя опыт конкурентов, ориентацию на пользователя и правила поисковых систем у нас получится отличная и правильная структура сайта.
Очень полезная статья! Все кратко и понятно изложено. В особенности будет полезна для новичков!!!